Домашнее задание на 28.09.2013
1)Чем характеризовалась русская философская мысль XI—XVIII вв?
Общественно-философская мысль России богата и самобытна. Она
представлена яркими именами крупных мыслителей, внесших значительный
вклад в российскую и мировую культуру. Особенно острым, разделившим
мыслителей и исследователей на подчас непримиримые группы был и
остается вопрос о самобытности российской цивилизации, об особенностях
характера и направленности развития нашего общества.
2) Какое место занимала философия в первых учебных заведениях России?
С конца XVII в. началось постепенное обособление философии от богословия.В нового типа учебных заведениях вводились самостоятельные философские курсы. Первыми преподавателями в Московской академии были братья Лихуды. Они реже обращались к сочинениям отцов церкви, зато охотно цитировали
Аристотеля, Фому Аквинского, проявляли симпатии к католицизму. Это
послужило поводом к закрытию философских классов, которые возобновили
свою работу лишь через несколько лет и с другим составом
преподавателей.
3) Охарактеризуйте философские взгляды П. Чаадаева на роль России в мировом культурно-историческом процессе. Покажите их трансформацию.
П. Я. Чаадаев (1794—1856 гг.) — автор знаменитых «Философических писем». Философ полагал, что осуществление истории есть реализация Божественной
воли. Культурные достижения западных стран свидетельствуют, по его
мнению, о том, что именно Запад избран Провидением для осуществления
своих целей, — отсюда европоцентризм Чаадаева, его симпатии к
католицизму.
4) Раскройте философский смысл спора западников и славянофилов.
Славянофилы отстаивали идею самобытности России, ее принципиального
отличия от Западной Европы; любые попытки направить ее развитие в русло
западной цивилизации расценивались ими как навязывание чуждых
ценностей. Западники, напротив, считали, что Россия, хотя и впитала в
ходе истории многие черты азиатских форм жизни, тем не менее является
европейской страной и будущее ее — в развитии по западному пути.
Хотя взгляды славянофилов и западников различались они хотели только благ для России.
5) Каким видел общественно-исторический процесс В. Соловьев?
Как просвещенный славянофил начинал свою творческую деятельность выдающийся русский философ В. С. Соловьев (1853 — 1900 гг.).
Свой взгляд на исторический процесс философ высказал уже в ранних
работах. Три силы, три культуры олицетворяют историю: мусульманский
Восток, западная цивилизация и славянский мир. Символ первой силы —
один господин и масса рабов. Выражение второй силы — «всеобщий эгоизм и
анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней
связи». Эти силы постоянно противоборствуют. Примирять их крайности, смягчать противоречия помогает третья сила —
Россия. В дальнейшем Соловьев пересмотрел свою оценку западной
цивилизации. В ней он увидел немало позитивных тенденций и считал, что
они вместе с Россией олицетворяют положительную силу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий